Печатная версия каталога

 

Консервный бизнес

 

Скачать on-line версию

Скачать электронную версию

подписка.

Участники проекта

Популярные новости

Популярные статьи


Новости

Вальс маринованного кабачка. Почему в России растет спрос на консервированные овощи


Справочно-информационный материал
 

Про «овощной оркестр» наслышан, наверное, весь мир. Появился он двадцать лет назад в самом что ни на есть музыкальном городе Европы, и его официальное название звучит как First Vienna Vegetable Orchestra, то есть Первый Венский овощной оркестр. Первый и единственный.

Овощная «консерватория»

Все инструменты этого оркестра состоят исключительно из свежих овощей. Морковка вместо флейт, огурцы - барабаны, скрипка из лука-порея, банджо из сельдерея...

На один концерт - оркестр исполняет африканские ритмы, европейскую классику, джаз, современную популярную музыку - обычно уходит 50 килограммов «овощного набора». Понятно, что «инструменты» - одноразовые, их необходимо обновлять перед каждым выступлением.

В оркестре всего десять человек. Одиннадцатый - повар. После концерта музыканты передают ему свои отыгравшие «инструменты», и тот готовит из них вкусный овощной супчик, который дружно съедают зрители и артисты.

Правда, так получается не всегда. В 2010 году музыкантов пригласили на гастрономический фестиваль, проходивший в московском «Манеже», и варить суп в историческом здании почему-то не разрешили. Зрители довольствовались возможностью погрызть «инструменты» в сыром виде. А на следующий год оркестру предоставили совсем уж серьезную сценическую площадку - Светлановский зал Московского международного дома музыки. Там даже сыроедение в программу не входило.

Что-то подобное произошло и на фестивале современной музыки в Великобритании. Тамошнее министерство здравоохранения категорически запретило подавать vegetable soup из пользованных инструментов. Тогда голодные и разочарованные поклонники вегетарианской музыки стали настаивать на том, чтобы «инструменты» были должным образом обработаны и... законсервированы. Не мытьем, мол, так катаньем: не съедим суп - закусим овощными консервами.

...Сколько консервированных овощей - в общем и целом - поедают жители Туманного Альбиона, нашим любопытным и вездесущим аналитикам-маркетологам, похоже, неведомо. Хотя в тарелки обитателей иных стран им заглянуть удалось.

Выяснили: среднестатистический американец потребляет без малого 50 килограммов овощных консервов в год (крепко нажимая на любимый маис, то есть на кукурузу). В Канаде, наиболее близкой России по климатическим условиям, каждый едок съедает от 12 до 15 килограммов. При этом и там и сям не наблюдается тенденции к росту потребления консервированных овощей, поскольку чревоугодничество граждан параллельно ориентировано на другой овощной сегмент продовольственного рынка - на замороженные овощи.

 

Раб чужой плантации

В России конкурентное давление заморозки на овощные консервы тоже вполне очевидно. Но не критично.

Во-первых, потому, что заморозка далеко не во всех случаях является аналогом консервов. Замороженно-размороженная овощная смесь, к примеру, при всех ее плюсах, касаемых «полной сохранности кладезя витаминов», никогда не заменит консервированное овощное рагу, одинаково подходящее и для холодной закуски, и для горячего гарнира (только разогрей!).

Во-вторых, уровень доходов большей части населения остается недостаточно высоким для покупки замороженных промышленным способом овощей. Впрочем, и замороженных ягод тоже.

Статистика не может дать однозначного ответа, сколько овощной консервации приходится на каждого среднестатистического российского едока. В данных аналитических агентств существует огромная «вилка»: от 5 до 10 - 12 килограммов. Речь, заметим, только о покупных консервах.

Заглянуть в погребки, подвалы и прочие частные хранилища россиян, куда про запас упрятаны банки с домашними консервами, эксперты-аналитики, понятное дело, не могут. Но навскидку предполагают, что с учетом домашних заготовок овощных консервов мы поедаем никак не меньше американцев.

Максимальный объем потребления промышленно консервированных даров природы - не только овощей, но и ягод/фруктов - пришелся в нашей стране на 2014 год. Тогда он превысил 1,5 миллиона тонн. Потом на консервном рынке наступила двухлетняя стагнация, и только в 2017-м рынок продемонстрировал подъем в 5,6%. Окончательные итоги прошлого года еще не подведены, но предварительные показывают, что через показатели «максимального» 2014 года рынок уже перескочил.

Для отечественных производителей овощных и фруктовых консервов ориентир на импортозамещение стал безоговорочным плюсом. Но слабая сырьевая база не позволила и, наверное, еще долго не позволит обеспечить полную продовольственную безопасность на этом рынке. Только 56% - продукция исключительно российского производства. Остальное - импорт.

Для некоторых товарных групп импортная зависимость превышает 50%. Прежде всего это зеленый горошек и сладкая кукуруза, а также маринованные огурцы и корнишоны. Впрочем, импортная продукция не всегда заметна российскому покупателю. На консервных банках значится: «Произведено в России». На самом же деле это импортные овощи, ягоды/фрукты, расфасованные и упакованные на наших предприятиях.

Перспективы рынка овощной консервации довольно ярко описывают специалисты Всероссийского НИИ технологии консервирования. В отрасли, признаются они, пока еще в основном используются привычные советские наработки. Но большая часть крупных предприятий активно переходит на зарубежные технологии. Тем более что многие заводы уже сегодня входят в состав мировых холдингов.

Российская традиция упаковки овощных консервов неизменна уже не одно десятилетие. Заводы фасуют продукцию в стеклянные и металлические банки. Популярность банок не случайна - качество продукта сохраняется в них до четырех лет. В перспективе можно ожидать «персонализацию» упаковки. Производитель будет предлагать продукт разного объема - начиная от минимального (на одну разовую порцию) до максимального (для большой семьи, предприятий общепита).

Натуральные, закусочные, обеденные...

Всю овощеконсервную продукцию специалисты делят на пять основных групп.

К натуральным консервам относят те продукты, которые не содержат консервантов, изготовлены и законсервированы исключительно при помощи термообработки. Кроме основного сырья содержат только соль, сахар и воду.

Лидеры группы - зеленый горошек и кукуруза. Огурчики-помидорчики тоже в ней «прописаны», но промышленный объем их выпуска существенно уступает производству горошка: 67% «гороховых» и 17% «огуречных». В эту же группу входят консервированные фасоль, кукуруза, а также кабачки, патиссоны, перцы.

Следующая группа - маринованные консервы. Это овощи в маринаде с содержанием уксуса или уксусной кислоты.

В группу закусочных консервов входят фаршированные и резаные овощи, сдобренные овощным или фруктовым соусом, салаты и прочие закуски. Лидером этой группы была и остается овощная икра, ее доля - 72%.

Есть еще группа обеденных консервов (первые и вторые консервированные блюда из овощей с мясом и без него) и прочие овощные консервы (для детского и диетического питания).

И все-таки основную долю товарооборота плодоовощной консервации, по единогласному подсчету экспертов, дают кукуруза и зеленый горошек. Огурчики занимают почетное третье место. Это потому, что консервировать огурцы могут и умеют в домашних условиях. Чего не скажешь о горошке - технология домашней консервации предусматривает двукратную, с трехдневным интервалом, утомительную стерилизацию продукта. О консервации в домашних условиях сахарной кукурузы и вовсе речи нет.

Между тем маркетологи отмечают растущую популярность до сей поры непривычных для россиян товаров - консервированных нута, чечевицы, черной фасоли, вяленых томатов, бамии, каперсов...

Признаем очевидное: интерес населения к ведению активного огородничества падает. Даже сельская молодежь сейчас не очень-то стремится на приусадебные грядки, в парники и теплички. Что говорить о городских дачниках?.. Все меньше охотников гнуть спину на дачно-овощных плантациях, ведь все можно купить в магазине.

Вот и аналитики объясняют увеличение потребления овощных консервов, произведенных промышленным способом, такими факторами, как «отказ домохозяек от собственного консервирования, рост благосостояния потребителей, концентрация населения в крупных городах, а также рост занятости женщин, в условиях которого им некогда заниматься домашними заготовками «впрок».

Кстати, пик спроса на овощные консервы в нашей торговой рознице приходится на весну.

Как сообщает Петростат, потребительские цены на продовольственные товары в феврале по сравнению с январем выросли на 0,8%. С начала года - на 2,6%.

Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 6,4%. Свежие помидоры стали дороже на 26,6%, бананы - на 8,9, лук репчатый - на 8,8, огурцы - на 8,2, свекла - на 6,4, морковь - на 5,0, капуста - на 4,1%. При этом снизились цены на лимоны - на 6,9, апельсины - 1,6%.

Рост цен отмечался на пшено - 6,2%, печенье - 3,4, молоко пастеризованное - 1,9, рис - 1,5, варенье, джем - 1,3%. Яйца подешевели на 3,5%, куры - на 2,2, масло подсолнечное - на 1,7%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах февраля составила 4891 рубль 36 копеек в расчете на месяц, что на 32 рубля 20 копеек выше, чем в январе.

Из непродовольственных товаров подорожали табачные изделия - на 1,6%, парфюмерно-косметические товары - на 1,4, печатные издания - на 1,2, медикаменты - на 0,7%. Из бытовой техники рост цен отмечался на электрочайники - 2,7%, стиральные машины - 1,1, при этом подешевели смартфоны, швейные машины - 3,1, утюги - 3,0, телевизоры - 2,8, микроволновые печи - 2,8%.

Услуги зарубежного туризма стали дороже на 2,0%, курсы обучения вождению легкового автомобиля - на 1,4%. Возросли цены на услуги прачечных - на 1,6%, химчистки - 1,1, ремонт обуви - 0,5%.

 

20.03.2019   •   https://spbvedomosti.ru






Telegram-канал


Digital-продвижение продуктов питания




Поделиться с друзьями:



Cмотрите также





Задать вопрос



 
 
Картинка